Подписка на новые материалы

подписака на e-mail рассылку Подпишитесь на рассылку

Мы в социальных сетях




Виджет для Яндекса Читайте нас в Twitter
Виджет для Яндекса Виджет для Яндекса



 

Кино

оставить комментарий

Фрагмент фильма Ленинградской студии документальных фильмов из цикла «Глобальный прессинг».
Режиссер - Николай Боронин оператор - Сергей Иванюхин

1980-е

Вера Гиренко. «Человек с киноаппаратом»

Сергей Романович Иванюхин родился в Ленинграде 25 ноября 1940 года. Более пятидесяти лет своей жизни он отдал операторской профессии. За что получил неофициальный статус «летописца Петербурга». В ночь на 25 декабря прошлого года на 72-м году жизни он скончался…

…Наверное, все развивалось закономерно: от картинки статичной к картинке движущейся. С детства Сергей Иванюхин увлекался фотографией. Здесь можно возразить, что, мол, операторами становятся не все те, кому нравится снимать на пленку происходящее вокруг них. «Дело в том, что, когда мы закончили школу, мы не видели нашего будущего среди стандартных профессий. Быть инженерами и рабочими казалось скучным и неинтересным. Нам хотелось необычной работы, связанной с творчеством. И, несмотря на то, что родители были против, мы решили стать операторами», – вспоминает оператор Валерий Петриашвили, коллега Сергея Иванюхина по ленинградской студии «Ленкинохроника».

Впервые встретились они прямо на киностудии в 1958 году. Оба пришли устраиваться на работу помощниками оператора и, сидя у отдела кадров, разговорились. «Мне было 17. Он – на год старше меня. Интеллигентный и необыкновенно начитанный молодой человек в очках», – рассказал Валерий Михайлович.

В то время на студии работали люди, многие из которых прошли войну, снимали на пленку в блокаду (Ленинградская студия кинохроники была единственной фронтовой студией). «Поэтому и команда операторов  была исключительной. Это были не только настоящие профессионалы, которые прошли Крым и рым, но и люди безукоризненно воспитанные и энциклопедически образованные. Принимая тебя помощником, они брали над тобой шефство, становились наставниками», – заметил Валерий Петриашвили.

Работы на Ленинградской студии кинохроники было много. Снимали киножурналы «Ленинградская кинохроника», «Наш край», «Панорама», «Северные зори», «Советская Карелия», охватывающие территорию Северо-Запада России: от Петербурга до Калининграда. Подсчитано, что с 1957 по 1997 год на Студии было произведено больше 900 часов хроники и 500 часов кинофильмов, что составляет 58 суток просмотра. Небольшие сюжеты о повседневной жизни и выдающихся событиях показывали зрителям перед сеансами в кинотеатрах. «Наверное, самое интересное в этой работе и в документальном кино вообще – это возможность знакомства с очень разными людьми: как известными, так и самыми обыкновенными», – заметил Валерий Петриашвили.

Наставником Сергея Иванюхина был оператор Вячеслав Иванович Гулин. В годы Великой Отечественной войны он был фронтовым оператором, на студии он специализировался на съемках сюжетов о музеях, театрах, спорте. Разумеется, не обходилось без историй об успехах и достижениях советского сельского хозяйства. «Работа помощника оператора заключалась в том, чтобы носить и устанавливать оборудование, и на практике постигать азы съемок. Испытательный срок длился полгода, после него присваивался статус помощника оператора третьего разряда», – рассказал Валерий Петриашвили.

Сергей Иванюхин успешно прошел испытательный срок и успешно работал с Вячеславом Гулиным около трех лет. А дальше была армия. Благодаря тому, что у Сергея Романовича был спортивный разряд по фехтованию, направили его не в обычную часть, а в особую роту в Ленинградской области. Поэтому и во время службы он приходил на Студию, поддерживал отношения с коллегами, помогал, чем мог, в съемках.

После армии для Сергея Иванюхина все было логично и довольно определенно. Он вернулся на студию работать помощником оператора и заочно поступил на факультет журналистики СПбГУ.

Настоящий профессионал начинается только с самостоятельной работы. Для Сергея Иванюхина первый такой опыт был связан с Сыктывкаром, куда в 1969 году его командировали в качестве начальника корпункта Ленинградской студии документальных фильмов.

Галина Иванюхина – вдова Сергея Романовича – вспоминает, что работа в Сыктывкаре была первой, где не было руководящих операторов. «Там он приобрел такой опыт, который впоследствии во многом определил его авторский стиль, узнаваемый операторский почерк».

Накопленный на Севере и более ранний опыт был вложен Сергеем Иванюхиным в работу над фильмом «Девять дней и вся жизнь» у режиссера Юрия Занина. Лента считается классикой «Ленинградской школы» документального кино. Мощное авторское начало, гуманизм и внимание к «обычному» человеку – все эти черты нашли отражение в картине, рассказывающей о героической судьбе врача Любови Сергеевны Соболевой. В Монголии в августе 1945 года она была начальником советского противочумного отряда. Девять дней она с риском для жизни провела наедине со страшной болезнью, спасая маленького монгольского мальчика.

Галина Иванюхина вспоминает, что над этим фильмом шла очень долгая предварительная работа. «Пока не выяснили всех нюансов дела по документам, пока не договорились с людьми о том, что они готовы что-то рассказать, в Монголию не поехали, к съемкам не приступили. Сергей  полностью погружался в работу. И для него в принципе невозможно было иначе. Ничего вокруг не имело значение, когда он работал. К постановке каждого кадра он подходил очень тщательно. И к людям был необыкновенно чутким.  Поэтому для него чрезвычайно важно было представлять себе, кем является герой, с которым предстояло работать».

Фильм «Девять дней и вся жизнь» вышел на экраны в 1979 году, имел огромный успех как за рубежом, так  и в нашей стране.

В 1984 году Сергей Иванюхин стал оператором цикла фильмов «Глобальный прессинг» о влиянии массовой культуры на жизнь разных стран. Николай Боронин был режиссером, Валерий Петриашвили – звукооператором. Втроем они объездили около десяти стран мира, съемки проходили во Франции, Италии, Мексике, Японии, Нигерии… «У нас были специальные заграничные паспорта. В течение четырех лет мы ездили из государства в государство, брали интервью у разных людей. В Италии, например, встретились с Марчелло Мастроянни и Федерико Феллини. Это была очень важная и интересная для нас работа», – вспоминает Валерий Михайлович.

Впоследствии Сергей Иванюхин и Николай Боронин продолжили работу в тандеме. Вместе они создали фильмы «Друзья дома», «Конфликт», «Человек из будущего», «Морской мост в Европу», «Рудольф Нуреев как он есть» и многие другие. «Он всегда сам общался с героями фильмов. Благодаря воспитанию и интеллигентности он умел мягко и вежливо входить в доверие к людям. Мог найти общий язык и с корабельным  боцманом, и с мексиканским философом», – рассказал Валерий Петриашвили.

Досуг для Сергея Романовича вовсе не был антитезой профессии. Интерес к окружающему миру, к людям – это было не только частью профессии, но и образом жизни. «Мы очень любили бывать в новых местах. Как только выдавалось свободное время, мы вместе выезжали на природу. В последние годы ездили на север Европы: в Швецию, Норвегию. Именно потому, что нас интересовала природа этого немного сурового края», – рассказала Галина Иванюхина.

Но главной была все же работа. Возможно, список фильмов, снятых Сергеем Иванюхиным, был бы продолжен. Но в 1990-е настали сложные времена. Страна разваливалась, кино практически не создавали. Галина Иванюхина вспоминает, что многие режиссеры и операторы остались в то время без работы. «Надо было на что-то жить. И Сергей Романович перешел работать на телевидение, где в то время требовались хорошие операторы. Для него это был очень непростой шаг. Ведь он очень любил кино», – вспоминает Галина Иосифовна.

Первым местом работы на телевидении стал «Пятый канал». Сергей Иванюхин принципиально отказывался работать в студии, хотел быть хроникером, работать исключительно «в поле» – в отделе новостей. Оператор «Пятого канала» Юрий Кочаргинский рассказал, что опыт работы в документальном кино позволял Сергею Романовичу снимать такие сюжеты, которые можно было давать в эфир с наименьшими монтажными усилиями со стороны корреспондента. «На телевидении важно помнить, что второго дубля не будет – все вокруг происходит только один раз. Поэтому нужно очень быстро ориентироваться в ситуации и все делать вовремя. Чем больше «полевого» опыта, тем увереннее и четче ведешь себя на месте съемок», – пояснил Юрий Николаевич.

«Для того чтобы работать в новостях, нужен определенный склад характера. Прежде всего, смелость и упорство. Кроме того, нужно обладать глазом охотника. Важно мгновенно фиксировать, как построить кадр, как поставить свет. У Сергея Романовича были все эти качества. Иначе он не смог бы всю жизнь этим делом заниматься», – рассказал Борис Деденёв, известный оператор и режиссер, сейчас – главный режиссер канала «Санкт-Петербург», куда Сергей Иванюхин  перешел с «Пятого канала».

В последние годы он снимал заседания правительства и Законодательного Собрания. Несмотря на почтенный уже возраст (Сергею Романовичу был 71 год) стоять за камерой в студии он не хотел, до последнего остался верен своему призванию хроникера.

В марте 2010 году Сергей Иванюхин получил  специальную награду губернатора Петербурга как профессионал операторского искусства высокого уровня и настоящий мастер репортажной съемки.


Смотрите также:

- Вспоминаю Сергея Романовича Иванюхина — колонка редактора

 

Благодарим Галину Иосифовну, вдову Сергея Романовича за воспоминания; огромное спасибо сотрудникам Ленинградской студии документальных фильмов. Отдельно благодарим Сергея Гельвера. Он нашел в архиве Ленинградской студии документальных фильмов Сергея Романовича, снятого на пленку много лет назад, и фрагмент фильма "Глобальный прессинг"(режиссер - Николай Боронин), где Сергей Романович был оператором.  




 

Комментарии
Стас
17 Май 2013, 00:49
Очень хотелось бы посмотреть фильм целиком! Где его можно найти?
Евгений
28 Мар 2013, 14:15
Здравствуйте! Очень прошу Вас, скажите, как или где можно посмотреть этот фильм полностью. Одна из серий называлась по моему "Рождено в Америке", а вот название второй не помню. Помогите, если есть возможность.
Сергей
21 Май 2012, 00:11
Пожалуйста, подскажите, где можно посмотреть этот фильм целиком
*Имя:
*Email:
Скрыть мой email
*Текст:
 

Фрагмент фильма

«Глобальный прессинг»

Международный фестиваль

OPEN CINEMA 2011

Юрий Грымов

кинорежиссер

«Послание к человеку»

Международный фестиваль

Дмитрий Месхиев

Режиссер

"Коко до Шанель" в России

Анн Фонтен

"Дебошир-фильм"

фестиваль

"Фестиваль кино Дании"

В Санкт-Петербурге

Константин Бронзит

аниматор, режиссер

Российский кинофестиваль

«Литература и кино»

«Послание к человеку»

Международный фестиваль

Рекомендуем посмотреть

«Спящая красавица»

Премьера
в Михайловском театре

Николай Блохин

Мастерская

Культурная столица

Павел Каплевич

«Диор. Под знаком искусства»

в ГМИИ им. А.С. Пушкина

«Oldies but Goldies»

Monte Carlo Historique 2012

«Сказки Гофмана»

опера
в Мариинском театре