Подписка на новые материалы

подписака на e-mail рассылку Подпишитесь на рассылку

Мы в социальных сетях




Виджет для Яндекса Читайте нас в Twitter
Виджет для Яндекса Виджет для Яндекса



 

Программа «Культурная столица с Иннокентием Ивановым»

Гость программы - Антон Губанков, председатель Комитета по культуре Правительства Санкт-Петербурга


Июль 2011

Благодарим Гранд Отель Европа за предоставленный для съемок интерьер


Иннокентий Иванов

Здравствуйте! В эфире «Культурная столица». Сегодня у нас в гостях человек, который несет по должности личную ответственность за все, что происходит в культуре нашего города. Это Антон Николаевич Губанков, председатель Комитета по культуре Правительства Санкт-Петербурга. Итак, Антон, что Вы вкладываете в понятие «культурная столица»? Это нечто внешнее, нечто внутреннее? Это некий экивок в сторону Москвы, что она-то столица не совсем полноценная, а Петербург тоже несет некую столичную функцию? Как Вы реагируете на эту статью?

Антон Губанков
председатель Комитета по культуре Правительства Санкт-Петербурга

Я, во-первых, Иннокентий, хотел бы Вас поприветствовать и сказать, что я чрезвычайно рад общению с Вами – с одним из самых интеллигентных ведущих. И когда мы говорим о культурной столице или о петербургском стиле, то Вы во многом его и воплощаете, ибо статус культурной столицы – это не только наличие Эрмитажа, Русского музея, каких-то крупных культурных институций; это не только архитектурный образ города, но это, прежде всего, стиль поведения, это определенная атмосфера, в которую попадает человек, когда он приезжает в Петербург. И поэтому, когда другие города претендуют на статус культурной столицы, мы к этому относимся достаточно снисходительно, потому что, как мне кажется, культурная столица была, есть и будет именно в Санкт-Петербурге благодаря не только архитектурной составляющей, но и совершенно особой атмосфере. Вот только что мы с Вами пережили в очередной раз период белых ночей. Когда я смотрел на этих людей, которые собирались огромными толпами у мостов в ночь… Зачем? Почему все это происходит? Почему люди из разных мест приезжают в город наблюдать за тем, как разводятся мосты, смотреть на замечательное петербургское небо? Потому что они приезжают за красотой и за гармонией. Именно красоту и гармонию, ощущение красоты и гармонии, может дать наш город. А где красота и гармония, там и культура. Поэтому, независимо от моих усилий по пропаганде петербургской культуры, по усилению статуса культурной столицы, мы были, есть и будем культурной столицей, безусловно!
 
Иннокентий Иванов

Все-таки сам термин «культурная столица» стал употребляться так широко в начале третьего тысячелетия – в то время, когда все основные посты в государстве заняли петербуржцы. Есть ли какая-то связь между этим?

Антон Губанков

Вы знаете, я хочу уточнить, что это словосочетание стало широко употребляться в середине 90-х годов. И есть автор – Владимир Петрович Яковлев. Он, кстати, мой предшественник на посту руководителя петербургской культуры, в 90-е годы управлял ведомством. И тогда возникло это словосочетание, оно прижилось, и сейчас мы без него не представляем наш город. В общем-то, когда мы думаем о бренде Петербурга… Ведь во времена социализма у нас был четкий бренд: город трех революций.это была удачная находка. А сейчас «культурная столица» – это один из наших немногих брендов. Другое дело, что его надо, конечно, развивать. Не нужно сидеть, «почивать на лаврах». Этот имидж культурной столицы нужно поддерживать, и поддержка этого имиджа идет по двум направлениям, если говорить о работе Комитета по культуре: работа с подведомственными учреждениями (а у нас их 125 – это довольно большое количество) и осуществление определенной культурной политики. Второе – это самое сложное в современной России, потому что редко какие культурные ведомства занимаются культурной политикой. А мы стараемся заниматься именно культурной политикой.

Иннокентий Иванов

Вы как-то разделяете культурные учреждения «первого ряда» (Эрмитаж, Русский музей, Петропавловскую крепость и др.) и культурные учреждения «второго ряда»?

Антон Губанков

Вы знаете, как это ни покажется странным, не разделяем. Потому что мы воспринимаем культурное пространство Петербурга как единое: единое музейное, единое театральное пространство. Например, недавно мы выступили с инициативой и уже два раза провели церемонию вручения премии «Музейный Олимп», и в номинациях участвуют все музеи – маленькие и большие, государственные и частные. И когда нам задают вопрос, например: как Музей хлеба может соревноваться с Эрмитажем? Я абсолютно убежден, что может, потому что речь идет о креативности проектов, о подходах, об осуществлении каких-то творческих задач, исходя из возможностей музея. Просто их надо учитывать. Поэтому и в разного рода проектах мы не разделяем наши музейные институции. Мы очень много сделали для формирования единого культурного пространства, и, мне кажется, что люди, которые работают в культуре Петербурга, оценивают эти усилия и правильно их воспринимают. Вот недавно мы во второй раз провели в Петербурге День Достоевского, и в нем принимали участие огромное количество культурных институций, независимо от формы организационно-правовой подчиненности и т.д. То есть, мы воспринимаем наш город как единое культурное пространство.

Иннокентий Иванов

Но все-таки, как Вы считаете, понятие «культурная столица» направлено вовне или внутрь?

Антон Губанков

Я думаю, и туда, и туда. Мне здесь сложно разделить. Но в большей степени это направлено внутрь, для нашего общероссийского потребления. И конечно, в этой связи, у Петербурга есть определенная миссия. Мы ее ощущаем, потому что понятие «петербургский стиль поведения» сохранилось и до сих пор, слава Богу. Когда люди приезжают в наш город, они в восторге, прежде всего, от общения. Да, действительно, многое меняется. Я не скажу, что, например, 20 лет назад Петербург был похож на тот Петербург, который сейчас. Тогда это был даже не Петербург, а Ленинград. Но, тем не менее, определенные константы сохраняются. Что же касается Европы или мира в целом, то, конечно, бренд «культурная столица» не очень понятен для среднего американца, американского фермера или среднего француза. И вот в этом сейчас  - одна из главных проблем: зачем люди приезжают в Петербург? И в этой связи, опять же встает проблема бренда, который сейчас активно разрабатывает петербургское правительство. С моей точки зрения, этот бренд, безусловно, лежит в гуманитарной сфере, и не надо стесняться называть себя городом любви, городом романтиков, городом-загадкой, городом белых ночей, городом мостов и т.д. Именно за этим они идут в Петербург, за этой вот гармонией и красотой. Поэтому это то, чем мы можем привлечь. «Культурная столица России» – да, это действительно наш внутренний бренд. Но для привлечения туристов и людей из других городов – иностранных и из других государств – я думаю, что здесь нужно думать над каким-то другим словосочетанием.

Иннокентий Иванов

Если мы говорим о бренде, который направлен, в первую очередь, внутрь России, то хочется поговорить о том, что Петербург, как большой город, всегда привлекает к себе приезжих, которые прибывают, и для которых город становится родным. Они - из самых разных уголков России, и их культурный уровень совершенно разный, и он часто не соответствует уровню Петербурга. Что может Петербург сделать, чтобы сравнять эти культурные уровни людей, которые здесь родились, получили образование, впитали эту культуру (хотя не факт, что все петербуржцы замечательно культурные люди)? Как сравнять нам тех людей, которые приезжают и становятся горожанами-петербуржцами, и тех, кто здесь исконно родились?

Антон Губанков

Петербург уже стольких людей перелопатил! По сути, это огромная культурная фабрика. Я бы сравнил наш город, как ни странно это может показаться, с Нью-Йорком, по количеству транзитных людей, которые приезжают, уезжают, кто-то задерживается. Но Нью-Йорк – это наша психология толерантного отношения к приезжим, толерантного отношения к разным людям, независимо от их вероисповедания, физического состояния, национальности и т.д. Это некая фабрика по переплавке людей. И мне кажется, здесь большую роль играет сам город и его атмосфера, и, попадая сюда, люди либо воспринимают ее, либо нет. Я всегда считал и считаю, что Петербург – понятие экстерриториальное. Ты можешь месяц прожить в городе и стать абсолютным петербуржцем. А можешь жить здесь много-много лет, и даже не в одном поколении, быть жителем этих мест, но так петербуржцем и не стать. Это очень тонкий вопрос, потому что уже давно петербургский стиль поведения – это тоже бренд, это толерантность, правильное отношение к окружающему миру, интеллигентность, умение выслушать другое мнение. Это определенный набор качеств, и, если человек способен их в себе воспитать, если он обладает этими качествами, значит, он - петербуржец. Я с отрадой могу сказать, что в последнее время я слышу такие словосочетания: «этот человек вроде как не имеет отношения к нашему городу, не родился здесь, но он настоящий петербуржец». Это говорит о том, что человек обладает определенным набором качеств. Вот странное дело, город столько пережил – и ленинградское дело, и блокаду, и прочие горести, связанные со словосочетанием «город с областной судьбой» (Вы прекрасно это помните). И все равно ничто не смогло с ним совладать, время не властно над городом, потому что какая-то петербургская составляющая все равно сохраняется. И удивительным образом эти потомки революционных матросов, которые занимали освободившиеся комнаты в барских квартирах, каким-то удивительным образом «опетербуржились». Они уже представляют из себя совершенно другое. Этот город перековывает. Я знаю по своим родственникам, когда моя бабушка из Украины приехала в Петербург и поступила в Академию художеств… Она получила новые возможности в связи с тем, что была советская власть. И она, может быть, не обладала какими-то аристократическими чертами, но потихоньку этот город ее и многих других преобразил. Много таких историй. Люди, попадая в этот город, получают шанс стать петербуржцами, и многие из них становятся.

Иннокентий Иванов

Вы затронули семейную историю, когда бабушка приехала сюда и получила здесь образование. Вот нынешнее образование, которое можно получить в Петербурге, так сильно критикуемое и реформируемое на данный момент, соответствует ли оно тому статусу культурной столицы, который имеет Санкт-Петербург, и позволяет ли оно формировать тех жителей культурной столицы, которые должны здесь жить и обитать?

Антон Губанков

Вы знаете, было бы некорректным мне говорить об образовании в целом. Это немножко не моя сфера. Но я могу говорить о нашем дополнительном образовании – художественном образовании, музыкальном образовании, ибо у нас в ведении находится более 40 художественных, музыкальных школ, школ искусств... И я могу абсолютно четко Вам сказать, что наше образование – художественное, музыкальное – остается лучшим в мире. Я абсолютно в этом убежден. Да, есть шансы всегда что-то потерять. Не так давно мы стартовали с новым международным проектом, называется «Детский Петербург». Смысл заключается в том, что мы наших молодых талантов – музыкантов, совсем маленьких, от 6-ти до 15-ти – вывозим в наши европейские столицы, и они дают там гала-концерт. Это очень простая история. И вот первый мы делали в Берлине. Вы знаете, я был настолько впечатлен реакцией берлинской публики! Это была изысканная публика, немецкая аристократия, люди, которые что-то мыслят в культуре и которые принимают решения. Они сказали следующее: во-первых, выражали восторг, во-вторых, они говорили о том, что как здорово, что вы сохранили эту государственную систему образования, поскольку во многих странах это упущено, утеряно. Частные школы, где детей гладят по головке и говорят «Вася, какой ты молодец, что ты взял эти три аккорда!». Там нельзя же ругать детей. А у нас достаточно жесткая, может даже палочная система, но она воспитывает настоящих музыкантов. И в этой связи, наше художественное образование, мне кажется, продолжает держать эту планку. И недаром конкурс в наши художественные школы в последние годы превысил все мыслимые и немыслимые границы. Конечно, то, что в Петербурге, как мне кажется, наши педагоги, которые преподают в художественных и музыкальных школах, не чувствуют себя ущемленными во всех отношениях – и в материальном, и не обделены вниманием правительства, и самые разные формы поддержки мы оказываем педагогам… Я думаю, что это правильно. Главное нам это не растерять, и пока мы этого не растеряли.

Иннокентий Иванов

Петербург, в первую очередь, воспринимается всеми как город классической культуры. Но чтобы быть культурной столицей, нужно еще и отражать реалии современной культуры. С этим, как говорят профессионалы, в Петербурге есть проблемы. Действительно ли это так?

Антон Губанков

Я бы не сказал, что это так, но по-иному вряд ли может быть в городе, который отказался от амбициозного проекта строительства небоскреба. Понимаете, мы хотим как-то уйти от ответа на простые вопросы: а готовы ли мы к восприятию современного искусства? а насколько смело мы мыслим, насколько мы не консервативны? Вот эта история, достаточно печальная для меня, со строительством небоскреба. Мне показалось, что все-таки наш город достаточно традиционен и консервативен, к большому моему сожалению. Много происходит интересного в области современного искусства, но здесь очень важно решиться на прорыв. Если бы небоскреб был построен, с моей точки зрения, это была бы «точка невозврата» к тому городу, который был, и обозначение каких-то новых перспектив. Потому что Петр тоже строил Собор Петра и Павла, и потом строили Исаакиевский Собор, без оглядки на какие-то вещи, без определенных стереотипов. В этом городе современное искусство – это не то же самое, что современное искусство в Перми, где возможны разного рода эксперименты практически в «чистом поле», на пустой площадке. Здесь нужно занимать следующую позицию (и мы ее занимаем): все это дает свои плоды. Город классики, и есть определенные, вполне правильные современные тенденции, и здесь важно сочетание: в сочетании классики и современных тенденций действительно рождается что-то новое и интересное. У нас, например, есть очень известный фестиваль «Современное искусство в традиционном музее». Вот когда в этих достаточно стандартных музейных интерьерах происходит некий перформанс и некая неожиданная творческая история, это и дает удивительный эффект, который может быть только в Санкт-Петербурге. И мы в последнее время  сделали огромный рывок в поддержке, развитии современного искусства. Но надо понимать, что это вовсе не значит, что мы получим стопроцентный результат сразу. Это все постепенное движение. Но развитие лофт-проектов, креативных пространств, финансовая поддержка современного искусства, организация ряда новых форматов. В частности, у нас уже два года существует премия современного искусства имени Сергея Курехина; при поддержке Комитета по культуре создана Ассоциация художественных галерей. И надо сказать, что многие наши новые форматы, такие как День Достоевского, Ночь музеев, проходят при активном участии представителей современного искусства. Но здесь наш путь – не в какую-то радикальность, а в постепенном вписывании каких-то современных тенденций в уже устоявшуюся городскую ткань.

Иннокентий Иванов

Мне кажется, что, употребляя сам термин «культурная столица», мы все-таки подсознательно себе ограничиваем город и центр. Есть огромное количество новых районов, кстати, там очень много приезжих, и есть районы, где люди живут и даже не выезжают в центр города – ни в театры, ни в музеи, никуда. Как им привить это желание – быть гражданином культурной столицы, не только вывозя их в центр, но и принося культуру в эти районы?

Антон Губанков

Я начну с того, что проблема, о которой Вы говорите, – это проблема очень многих городов, не только Петербурга. Это проблема центра и окраин. И для города это достаточно существенный вопрос. Но здесь есть один нюанс, о котором я не могу сказать. Когда мы провели социологический опрос по поводу востребованности культуры, того, насколько люди в действительности обделены культурным предложением, то «самыми обделенными» оказались жители Царского Села и Петергофа, хотя там, как мы знаем, находятся общепризнанные памятники мировой культуры. Но не так давно мы приняли план повышения общего уровня культуры и социальной ответственности горожан. Это некий набор мероприятий, которые, с нашей точки зрения, могут каким-то образом помочь в более точном распределении культурного предложения в городе. И я приведу лишь один пример: у нас уже третий год работает проект «Культура рядом», и мы в разных районах города устраиваем общедоступные концерты. Причем речь идет не о попсе, а о классической музыке, о джазе, о хорошем романсе. Репертуар подбирают очень профессиональные люди. И мы провели в прошлом году около 50 такого рода концертов прямо на открытых площадках, и в Купчино, и во Фрунзенском районе, и во многих других. И в этом году мы продолжаем эту историю. Кроме того, мы стараемся привлекать наши культурные институции, музеи, театры к работе в районах, отдаленных от центра. И я могу сказать, что за последнее время много культурных институций просто возникло, их не было. Например, новое здание театра «Буфф» у нас находится в Красногвардейском районе, это далеко от центра. Недавно в Московском районе (он очень цивилизованный район, но нельзя назвать его центральным) открылся театр «Алеко» и т.д. То есть, мы движемся в этом направлении, мы понимаем эту проблему, но, еще раз хочу подчеркнуть, что это объективная проблема, которая свойственна многим городам. И хочу сказать еще и о том, что многое в решении этой проблемы зависит, например, от инфраструктурных факторов. Ну например, от более четкой работы общественного транспорта: когда человек может гарантированно добраться в центр, посетить некое культурное мероприятие и приехать обратно. То есть, от таких нюансов тоже зависит решение этого вопроса.

Иннокентий Иванов

У нас не так давно появился в Петербурге такой опыт, когда во главе исторического культурного учреждения – Михайловского театра – встал крупный бизнесмен, богатый человек, который повел политику в театре совершенно по-иному. Видимо, его личные средства позволяют нанимать лучших педагогов, хореографов, дирижеров и т.д. Как Вы оцениваете такой опыт руководства культурным учреждением?

Антон Губанков

Вы знаете, в целом, позитивно. Уже давно в прошлом беспокойство на эту тему и такое неоднозначное восприятие руководства Владимира Абрамовича Кехмана Михайловским театром. Это уже в прошлом по ряду причин. Во-первых, потому что Михайловский театр стал одним из самых упоминаемых в России учреждений культуры. Почему? Потому что там происходит очень много интересного и креативного, и театр стал местом, где проходят события мирового уровня. Масса премьер, балетную труппу теперь возглавляет Начо Дуато, художественный руководитель балета, это хореограф, который входит в десятку сильнейших хореографов мира и т.д., и т.д. То есть, виден творческий результат. Есть амбиции, и мне кажется, что это очень и очень позитивный опыт. Конечно, здесь многое зависит от руководителя, и я думаю, что не нужно по старой российской традиции тянуть за уши, пока они ни оторвутся; не нужно это насаждать каким-то образом. Но этот опыт правильный и позитивный, и я бы не отказался, если бы наши «денежные» люди, которые обладают большими деньгами, взяли на свое попечение какую-то культурную институцию. И лозунг «Каждому инвестору по театру» меня вполне устраивает. В город приходят инвесторы, делают разного рода благотворительные программы, они заинтересованы, естественно, в развитии этого города… Пусть возьмут себе по культурной институции, по театру или музею. Практически все они нуждаются в спонсорской поддержке или руководстве и т.д., и т.д. Здесь важно сочетание. В случае с Михайловским театром, это непосредственно руководство, может речь идти о спонсорской поддержке или о какой-то форме управления. Но мне кажется, что это очень перспективная история, и здесь просто нужно в каждом конкретном случае принимать взвешенное и правильное решение. Это новая история для современной России, и для Петербурга также. Но, безусловно, я думаю, что во многом будущая культура и эффективное функционирование сферы связано, в том числе, и с таким подходом, безусловно.

Иннокентий Иванов

А я все-таки задам, может, не совсем корректный вопрос. Если в Администрации Петербурга, например, бизнесмен, у которого есть достаточное количество средств, и ему все равно, куда их вкладывать. И будет выбор: вложить в строительство нового автомобильного завода или спонсировать какой-то крупный театр. Вы бы что предложили бизнесмену?

Антон Губанков

Я всегда лоббировал, лоббирую и буду лоббировать интересы культуры. Слава Богу, мы в последнее время серьезно обновили инфраструктуру культуры. Нельзя сказать, что мы уж очень серьезно нуждаемся в деньгах. Я думаю, что есть определенное количество, к примеру,  так называемых «неброских малых музеев», которые нуждаются в определенной реновации. Я бы, прежде всего, если речь идет о музеях, бросил бы средства на обновление экспозиций и приведение их в более современный вид. Это очень важно, если говорить о музейной идеологии и особенностях восприятия музейных экспозиций подрастающего поколения, которое сейчас совершенно другое. Ну и, конечно, есть ряд очень серьезных проблем. Например, у нас до сих пор нет дома для оркестра в Петербурге. Вот пожалуйста, можно вложить деньги в строительство здания для оркестров, можно вложить деньги в строительство здания фондохранилища для наших музеев и т.д. То есть, вопроса «Куда вложить деньги?»  - нет. У нас всегда есть список на двух листах, поэтому добро пожаловать!

Иннокентий Иванов

Когда Вы в последний раз в хорошем смысле испытывали культурный шок в Петербурге?

Антон Губанков

Для меня действительно хороший культурный шок был не в Петербурге, если говорить о последнем месяце, а во Флоренции. Но мероприятие было непосредственно связано с Петербургом. Мы с моим коллегой открывали музыкальный вечер петербургской культуры, и в основе этого вечера, кроме удивительной симфонической музыки, были «Дневники Достоевского». И наш знаменитый актер Леонид Мозговой, вместе со своим итальянским коллегой, читали отрывки из дневника Достоевского в музыкальном сопровождении, дневники о Флоренции, там были цитаты о Флоренции. Это было удивительное впечатление. Во-первых, я еще раз убедился, как сложна русская натура, потому что, конечно, Федор Михайлович это что-то, и, соответственно, еще раз был поражен, насколько это все актуально. Действительно, был очень теплый насыщенный интеллектуальный вечер. И все это проходило на фоне подписания соглашения Санкт-Петербурга и Флоренции о культурном сотрудничестве – это первое подобного рода соглашение; у нас есть большие соглашения о социально-экономическом сотрудничестве между Петербургом и другими регионами, но именно в области культуры это первое. Поэтому это было для меня такое вот хорошее потрясение.

Иннокентий Иванов

Спасибо большое, Антон! Хочется пожелать Вам успехов на Вашем нелегком поприще.
У нас в гостях был Антон Николаевич Губанков, председатель Комитета по культуре Санкт-Петербурга и, на мой взгляд, редкий чиновник, который абсолютно идеально соответствует образу культурной столицы. Спасибо большое!

 

Комментарии

Mark
11 Май 2016, 19:02
xcaIro http://www.y7YwKx7Pm6OnyJvolbcwrWdoEnRF29pb.com
Chamivymeeday
12 Фев 2012, 07:20
Redfield apartments nj
:-V
<a href=http://usomde.glazgogon.in/Townhouse.backyard.patios2x.htm>Townhous e backyard patios</a>
PubtetleDiuctub Free ekg strips
*Имя:
*Email:
Скрыть мой email
*Текст:
 

Рекомендуем посмотреть

«Спящая красавица»

Премьера
в Михайловском театре

Николай Блохин

Мастерская

Культурная столица

Павел Каплевич

«Диор. Под знаком искусства»

в ГМИИ им. А.С. Пушкина

«Oldies but Goldies»

Monte Carlo Historique 2012

«Сказки Гофмана»

опера
в Мариинском театре